Отсутствие государственного контроля: эксперты поделились проблемами суррогатного материнства в России
Суррогатное материнство является одним из самых противоречивых направлений современной медицины. Для одних — это единственный способ стать биологическими родителями, а для других цель сводится к заработку.
По словам акушера-гинеколога Любови Ерофеевой, процедуру проводят, если пара имеет необходимый жизнеспособный репродуктивный материал (женщина – яйцеклетки, мужчина – сперматозоиды), однако по ряду медицинских причин женщина не может стать матерью.
«Для женщины это поздний репродуктивный возраст или даже выход за его пределы, аномалии развития женской половой сферы, делающие беременность и роды невозможными, а также сопутствующие соматические заболевания», — рассказала акушер-гинеколог.
По словам специалиста, спустя много лет пара может использовать свой же собственный материал, находящийся в банке криоконсервации.
«Формальности оформляются до вступления всех участников процесса в программу, сопровождение осуществляется как медиками сертифицированного медцентра репродуктивных технологий, так и юристами адвокатских агентств, имеющих опыт таких программ», — дополнила Ерофеева.
Суррогатная мать не имеет никакого биологического отношения к ребенку. Она не вступает в программу, будучи уже беременной, обязуется сохранять половую неприкосновенность пока не подтвердится беременность в сурр-программе. Кроме того, после родов суррогатная мать не видит ребенка и не кормит его грудью.
Метод позволяет людям или парам, у которых практически нет шансов стать родителями, обрести желанного ребенка, а суррогатным матерям — поправить свое финансовое положение.
При этом, по словам депутат Госдумы РФ VII созыва, соавтора закона о профилактике семейно-бытового насилия Оксаны Пушкиной, в России нельзя запрещать суррогатное материнство. Кроме того, необходимо четко прописать в законодательстве, что является коммерческим, а что некоммерческим в использовании этой технологии.
Это мнение поддерживает и адвокат Александр Карабанов. По его слова, процедура очень плохо регламентируется законом. Есть практика уже возбужденных уголовных дел, где законодатели трактуют это как «Торговлю детьми».