Главное

первый женский

Юрист Соловьев: Запрет на приближение могут использовать обиженные женщины

Автор:

Юрист Соловьев: Запрет на приближение могут использовать обиженные женщины
Фото: freepik.com

Партия «Новые люди» внесла в Госдуму предложение разработать судебный запрет на приближение. Данная мера может спасти жертв от агрессивных преследователей, которыми часто являются бывшие родственники и возлюбленные. Запрет на приближение неоднократно обсуждался в российской повестке, но по сей день законодатели не разработали его механизм. В чем проблема введения этой меры и почему она может стать поводом для шантажа, «Первому Женскому» рассказал юрист и правозащитник Иван Соловьев.

«Это практика англоамериканского правосудия и правовой системы. За нарушение судебного запрета предусматривается административная, а затем и уголовная ответственность. Серьезность последствий для нарушителя зависит от тяжести нарушения и строгости запрета. Идея неплохая, в основе лежат интересы потерпевшего, то есть человека, чьи права были нарушены. Их необходимо компенсировать. В данном случае они компенсируются тем, что агрессор, нарушитель не может больше приближаться к пострадавшему», — рассказал юрист.

Но главный вопрос в том, как этот запрет исполняется. А также насколько будет неотвратима ответственность за нарушение этого запрета, отметил специалист.

Данная тема неоднократно поднималась в публичном пространстве нашей страны. Например, в рамках проектов, продвигавших защиту от домашнего насилия.

«Все это неоднократно продвигалось и вносилось в законодательную повестку. Вся эта матрица, в общем-то, западная, хотя ее пытались перелицевать на нашу действительность. Но вопрос в том, насколько наше общество готово к применению таких мер и насколько законодатели готовы чётко прописать юридическую сущность этого запрета. Есть случаи, когда запрет помог бы избежать трагедий и помог бы даже лучше, чем однократное привлечение к ответственности за побои и другое проявление агрессии. Но как эта мера будет у нас назначаться?

Полагаю, что если ее решать в административном порядке, то это повлечёт массу нарушений и станет коррупциогенным фактором. А если в судебном порядке, то надо четко прописать, как это будет происходить», — высказался Иван Соловьев.

По мнению юриста, порядок введения данной меры должен быть несложным и максимально быстрым в применении. Чтобы пострадавший не дожидался несколько месяцев наложения запрета на приближение. При этом механизм должен быть четким. Иначе не избежать манипуляций с этой мерой.

Например, в семейных конфликтах, когда задействованы интересы ребёнка и суд вынесет решение о запрете приближения кому-то из родителей. Им может воспользоваться одна из сторон. Женщина, которая просто недовольна тем, что бывший супруг и отец ребёнка недостаточно присылает денег, может инициировать данную процедуру. Угрожая этим бывшему супругу и ставя в положение, когда он будет вынужден платить, отметил специалист.

«Нужно найти золотую середину, чтобы механизм запрета не стал предметом для спекуляций, а действительно служил ограничительным фактором, защищающим права жертв агрессии. Должно быть прописано все: какой орган за это отвечает, куда обращаться, если запрет нарушается. Агрессор должен точно знать, что за нарушение этого запрета ему не просто выпишут штраф в тысячу или 5 тысяч рублей, а что он будет очень сурово наказан. А в случае повторного нарушения — гарантированно сядет в тюрьму. Вот тогда этот запрет будет работать», — заключил Иван Соловьев.

Ранее юристы раскрыли, какая ответственность ожидает родителей за оставление детей одних в машине, дома и общественных местах.